Пластический хирург Павел Александрович Семенов – из числа ценных специалистов, которые, добившись высокого профессионального мастерства, не останавливаются на достигнутом. Прогрессивный хирург поделился своим видением профессии, рассказал о методике липоскульптурирования (которой обучался у топовых бразильских докторов) и дал рекомендации по выбору своего врача.
В пластической хирургии вы довольно давно. Как за последнее время изменились тренды?
В последнее время изменились не столько тренды, сколько сами пациенты: они стали более осведомленными. Многое сейчас можно почерпнуть из сети, да и пластические хирурги предоставляют много информации о своих работах и методиках, активно ведут соцсети. Поэтому к хирургу пациенты сейчас приходят с четким запросом на определенный вид оперативного вмешательства. Более того, в большинстве случаев пациенты знают об этой операции практически все! Главный тренд сейчас – это натуральная красота и естественность форм, запросов сделать что-то чересчур становится все меньше.
Радует, что пластическая хирургия за последнее время стала более доступной. Если несколько лет назад пациентами пластических хирургов были в основном звезды, то сейчас все изменилось, и это норма среди широкого круга людей. На мой взгляд, это очень хорошо.
Как сейчас развивается ваша карьера? На какие аспекты вы делаете больший акцент своей практике?
Продолжаю работать в «РЖД-медицина» и клинике effi. Не так давно я оставил руководящую должность, и теперь у меня появилось больше времени, и его я посвящаю обучению и развитию себя как хирурга. Я рад таким переменам, потому что это направление деятельности нравится мне больше всего. По-прежнему в моем фокусе в первую очередь хирургия тела, то есть маммопластики, абдоминопластики, липосакции, липоскульптурирование, реконструкция молочной железы пациентов после перенесенной мастэктомии. В хирургии невозможно останавливаться и не развиваться. Поэтому в моем плотном графике обязательно присутствуют обучения, конгрессы и мастер-классы. Я не прекращаю совершенствоваться в своем деле и получаю от этого удовольствие.
Как меняются запросы пациентов и их приоритеты при выборе процедур? С какими запросами приходят чаще?
Запрос многих пациентов – сделать за одну операцию все и сразу. Проводить одновременно пластические операции как на теле, так и на лице – это грамотный тайм-менеджмент, но, к сожалению, это не всегда возможно. Большая травматичность запрашиваемых операций и высокая нагрузка на организм останавливает любого сознательного хирурга. Часто приходится объяснять пациентам, что некоторые виды оперативных вмешательств стоит разделять. Лучше провести, скажем, две небольшие операции с разрывом во времени, нежели в комплексе делать сразу все.
Основной запрос пациентов сейчас – это восстановление тех форм, которые были раньше, и коррекция послеродовых изменений. Девушки не стремятся изменить себя до неузнаваемости, они хотят вернуть утраченные формы или те объемы, которые у них были до этого.
Знаем, что вы выполняете широкий спектр операций. Как вы уже упомянули, многие задумываются не о единичной операции, а о комбинировании процедур, чтобы решить проблему комплексно. Какие в этом случае существуют правила?
На мой взгляд, пластическая хирургия, как и любая хирургия, в первую очередь должна быть максимально безопасной. Основной принцип, которым должен руководствоваться любой врач, и пластический хирург в том числе, – это «не навреди». Я считаю, что любая процедура должна длиться не более пяти часов. Поэтому, выбирая комбинированные операции, мы всегда стараемся уложиться именно в это время. Более длительные вмешательства – это большая травма для организма, а значит, пациентов ждет тяжелое восстановление. В моем случае тактику определяет в первую очередь безопасность, а во вторую – максимальный комфорт пациента в послеоперационном периоде. Поэтому я не берусь за объемные сочетанные многочасовые операции. Конечно, это не исключает операций, которые порой длятся и по десять, и по одиннадцать часов. Как правило, это вмешательства по реконструкции молочной железы с применением микрососудистой техники и микрососудистого шва. Там требуется филигранная техника, быстрее эту операцию не сделаешь, но здесь это необходимость.
«Уникальный опыт, который мне передали бразильские доктора, позволяет получать в Красноярске такие же результаты операций, как и в Бразилии»
Удивительно, но факт: пластические хирурги даже «лишним» объемам находят полезное применение. Расскажите поподробнее о том, как можно преобразиться при помощи собственных жировых клеток?
Действительно, жировые клетки – это уникальный для организма строительный материал, который может быть использован для восполнения объемов там, где их не хватает. Например, жир, который мы удаляем при помощи липосакции из зон-ловушек, может использоваться для липофилинга.
В клинике effi есть технология консервации жира, при помощи которой этот универсальный биофиллер может храниться до двух лет. А значит, можно планировать комплексные решения, например, и использовать забранный жир в позитивном ключе: для липофилинга лица, коррекции носослезной борозды, других операций по телу. Собственный жир всегда приживается гораздо лучше, чем любой имплантированный материал.
За красивым силуэтом и спортивными контурами пациенты отправляются на липосакцию, и этот вид избавления от лишних сантиметров известен уже давно. Но при этом сейчас актуальны и другие операции по коррекции фигуры – это липоскульптура и липомоделирование. Давайте разберемся с терминологией. Чем отличаются эти операции, кому и в каких случаях они подходят?
Существует обычная липосакция – это удаление лишних объемов в определенной зоне. Не стоит расценивать эту операцию как метод похудения, это именно коррекция фигуры. Если ко мне на консультацию приходят пациенты, индекс массы тела которых превышает допустимое значение, то я отказываю в липосакции.
Липомоделирование – это прорисовка определенных частей тела, придание фигуре спортивного силуэта с помощью липосакции.
А еще существует липоскульптура средней и высокой четкости. При первом виде вмешательства мы моделируем фигуру, не прорабатывая мышечный каркас. А при липоскульптуре высокой четкости мы практически полностью убираем подкожно-жировую клетчатку и используем этот жир для увеличения объема мышечной ткани. Эта операция подходит для атлетов и для пациентов, которым, на первый взгляд, липосакция не очень показана.
Есть ли отличия между женской и мужской липоскульптурой?
Да, есть. Девушкам обычно рекомендуется липоскульптура средней четкости, которая позволяет добиться более женственных линий и изящных форм. Мужчины предпочитают липоскульптуру высокой четкости для формирования атлетического телосложения
Знаем, что не так давно вы прошли обучение у признанных пластических хирургов и освоили новые методики, расскажите, что вам дали последние обучения?
Не так давно я посетил школу доктора Кудзаева в Северной Осетии. Обучение проводили два очень уважаемых бразильских доктора, которые показывали методику High Definition – липоскульптуру высокой четкости как на женском, так и на мужском теле. Рад, что мне удалось не только побывать на операциях, но и поучаствовать в них. Опыт, который мне передали бразильские доктора, позволяет получать в Красноярске такие же результаты, как и в Бразилии, а эта страна сейчас – мировой центр липоскульптуры.
Доктора Бруно Монтенегро и Рикардо Прото являются одними из пионеров липоскульптуры высокой четкости. Основным принципом этого направления является уменьшение подкожно-жировой клетчатки до критически низких значений и введение под ультразвуковым контролем жира непосредственно в мышечные ткани не просто для прорисовки кубиков, а для увеличения мышечной ткани путем ее липофилинга. Это революционное направление! В послеоперационном периоде методика дает потрясающие, и, что важно, долгосрочные результаты. Хирург в этом случае работает как скульптор. Если классическая липосакция заключается лишь в избавлении от лишних объемов, то липоскульптура дает возможность создать необходимый рельеф, оптически выделив или, наоборот, скрыв отдельные зоны. К операции прибегают в том числе мужчины: чтобы подчеркнуть мышцы, на формирование которых была потрачена уйма времени в тренажерном зале, но которые прячутся под слоем жировых ловушек.
Вы постоянно совершенствуетесь, повышаете свою квалификацию и овладеваете новыми методиками. Получается, без дополнительного образования высококлассным специалистом не стать?
Медицина – очень динамичное и быстро развивающееся направление, требующее постоянного обучения. Новые алгоритмы, новые методики, новые препараты, новые импланты появляются с невероятной скоростью. Задача современного пластического хирурга – уследить за всем этим прогрессом и ориентироваться в процессе. Методики, используемые еще несколько лет назад, сейчас работают намного хуже, чем более новые, поэтому постоянное обучение должно быть неотъемлемой составляющей жизни любого пластического хирурга. При этом к каждой методике необходимо относиться с умом. Не все то, чему я обучаюсь на мастер-классах, имеет место в моей практике. Важно выбрать из всего многообразия самое лучшее.
«На мой взгляд, пластическая хирургия, как и любая хирургия, в первую очередь должна быть максимально безопасной»
Какой вы видите пластическую хирургию через 5–10 лет? Какие «технологии будущего» используете уже сегодня?
Думаю, что будущее за развитием различных хирургических гаджетов. Липосакция известна довольно давно, но для современной операции необходимо несколько аппаратов: ультразвуковой и лазерный вибролипосактор, прибор Body Tite, который позволяет сократить кожные покровы. Современная хирургия невозможна без высокотехнологичных приборов. Я считаю, что это направление в дальнейшем будет еще больше развиваться, и за счет этого у пластических хирургов будет расширяться инструментарий.
Для меня одна из таких «космических» технологий – это как раз сохранение жира для его дальнейшего использования. Раньше об этом можно было только мечтать. Теперь нет необходимости каждый раз забирать жир для дополнительного использования, все можно сделать в рамках одной операции. Этот универсальный биофиллер также может быть использован и в работе косметологов для коррекции возрастных изменений лица. Можно разделить процедуру на несколько этапов, все это время жировые клетки будут безопасно законсервированы. Очень здорово, что в клинике effi есть такая технология, мы ей очень часто пользуемся.
Большинство решившихся на пластику людей, «идет на врача». На что стоит обращать внимание, выбирая «своего» хирурга, и насколько важен выбор клиники, в которой он работает?
Я думаю, что определяющий фактор при выборе своего врача – это определенный коннект. Если на консультации я понимаю, что я не смогу обеспечить тот результат, который от меня хотят, или понимаю, что операция в дальнейшем приведет к нежелательным последствиям, то я не никогда не возьмусь за этого пациента. Советую сходить на несколько консультаций, собрать мнения разных докторов и уже потом принять решение. Мне кажется, это еще и интуитивная история, с врачом вы должны быть на одной волне. Выбор клиники тоже имеет важное значение, я работаю только с проверенными временем учреждениями. Железнодорожной больнице более 150 лет, а клиника effi – одна из первых частных клиник Красноярска, в которой присутствуют самые современные технологии. Их репутация говорит сама за себя!
Несколько лет назад Пушкинский музей и РНИМУ имени Пирогова проводили совместный образовательный проект для пластических хирургов – он включал лекции по искусству, базовые занятия по рисунку. Насколько, на ваш взгляд, важен художественный взгляд для пластического хирурга?
Художественный взгляд очень важен, наверное, у каждого пластического хирурга он свой. Мне с детства говорили, что я неплохо рисую. Думаю, что это весьма полезное умение для доктора, потому что пластическая хирургия очень многогранна. Это сочетание эстетики, рисунка и хирургических навыков, тех манипуляций, с помощью которых мы можем добиться определенной формы.
Какими еще качествами должен обладать пластический хирург?
Прежде всего, здравомыслием. Бывает, смотришь на работы пластических хирургов, которые у тебя вызывают шок, и задаешься вопросом: кто мог сделать это с пациентом? Никогда не возьмусь делать то, что считаю эстетически неприемлемым. И конечно же, не стану выполнять запросы, которые могут причинить вред организму. Пластические хирурги, как и другие специалисты в области медицины, должны нести ответственность за пациента и исходить из самых благоразумных побуждений. А мы, помимо всего прочего, еще и должны нести красоту в мир и делать это осознанно!